Решения садовода
Назад

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Опубликовано: 19.06.2020
Время на чтение: 9 мин
0
4

Русские народные музыкальные инструменты: детям о русских традициях

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки.

Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русские народные музыкальные инструменты:  балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Поэтому я предлагаю всем нам  сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что  нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах.

А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи.

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Не спешите рассказать сразу обо всем!  Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

И.Эшматова

Ключевые слова: музыкальная культура, древнейшие образцы музыкальных инструментов, история их происхождения, памятники музыкальной культуры.

В хранилищах мировой научно-исторической литературы очень мало сохранены древнейшие письменные памятники, повествующие о происхождении и истории музыкальной культуры народа и содержащие конкретные сведения об эволюции и динамике народных инструментов музыкальной культуры.

Важнейшими источниками, из которых можно черпать более полные сведения о народных музыкальных инструментах и особенно их бытовании в далекие от нас времена, являются письменные памятники – летописи, административно-духовные документы; памятники изобразительного искусства – миниатюры, фрески, иконы; устное народное творчество – былины, песни, сказки, пословицы и т.п.

Первые два вида источников – письменные и иконографические – могут подтвердить, какие инструменты и в какое время существовали и таким образом позволяют уточнить относительную датировку их происхождения . Памятники устного народного творчества позволяют выяснить степень популярности инструмента и в известной мере определить территорию его

; УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ )- 91 –

распространения. В ряду письменных памятников XVI-XVII столетий особое место занимают различного рода документы (грамоты, послания), в которых имеются сведения о разных инструментах, их бытовании, музыкально-исполнительской практике. К древним летописным памятникам и житийной литературе присоединяются такие важные источники, как Стоглав, Домострой, Дворцовые разряды, азбуковники и т.д.

О времени появления названий инструментов не существует однозначных данных, так как указанные в источниках даты иногда не являются точными.

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Развитие музыкальной культуры русского народа привело к появлению новых терминов в словарном составе русского языка, поскольку многие слова народной культуры с течением времени уходили постепенно в пассивный запас слов.

Исчезли из употребления наименования – шарманка, пыжатка, било, сопель, волынка, гусли и др. В словарном составе русского языка функционируют различные исконно русские и заимствованные из различных языков слова.

Предлагаем ознакомиться  Домашние розы в кашпо – эко блог о растениях у нас дома и на даче

Изучая историю происхождения музыкальных инструментов, важно проследить и процесс становления самих терминов. Г.Шухардт в связи с этим утверждал, что вещь нельзя отрывать от слова.

«Прогресс может быть достигнут лишь при том условии, что исследование вещей и исследование слов будут идти совместно…; они должны проникать друг в друга, переплетаться и приводить к результатам» (1,51).

Эту версию выдвигает А.Агажанов в книге «Русские народные музыкальные инструменты». В книге И.И.Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка» приводятся примеры со словом «ГОСЛЬ = ГЖСЛЬ (гусли), которое употребляется большею частью во множественном числе – госли: – Се бе сказа гусли и прегудница песни.

Книга Бытш – IV или Прш меть проочскую гоусль. Жто

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Дам. (Mumie св.Дама на XV век)». Это доказывает длительную историю становления этого инструмента (1X-X1V вв.) (2,610).

Сведения письменных памятников утверждают, что название инструмента «волынка» появилось лишь спустя некоторое время. В XVI веке появилось название инструмента «козица», а «волынка» появляется в годы царствования Ивана IV Грозного. Широкое распространение данный термин в России получил в XVIII веке.

В конце средних веков уд был занесен маврами в Испанию и Сицилию, откуда в XIV веке под названием «лютня» был распространен в странах Запада, а позднее Восточной Европы.

В России этот инструмент и его название известны с XVIII века.

Термин «цевница» вызывает до сих пор много споров. Одни говорят, что «цевница» и «кувички» являются одним и тем же музыкальным инструментом, носившим в разное время различные наименования. К.Вертков указывает, что «в течение длительного времени пользовались хождением два самостоятельных однозначных термина: устный народный – «кувиклы» или «кувички» и книжный –<p>

Русские народные музыкальные инструменты

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  •  благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

Древнерусский музыкальный канон

Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялась системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.

Система осмогласия была целиком заимствована из Византии и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особенный глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система).

Создателем системы осмогласия музыковеды и историки считают преподобного Иоанна Дамаскина (680-777), автора «Октоиха».

Записей звуковысотного обозначения гласов в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику песнопений приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.

С византийским музыкальным каноном связана и особая эстетика – «ангельское пение». Более всего ценился чистый звук голоса.

Предлагаем ознакомиться  Традесканция садовая - Садовые цветы

Поэтому яркой отличительной чертой музыки Древней Руси являлся принцип a capella, то есть, пение без сопровождения музыкальными инструментами.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом. Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Запись музыки в Древней Руси

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»).

«Знаменная» нотация (или «крюковая» – по названию одного из основных знаков системы – крюка), исполненная до XVI века, тяжело поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как в действительности звучали знаменные распевы.

Надо отметить, что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции.

Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещения христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования.

Распространение музыки и певчие голоса

Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. По сохранившимся фрескам Софийского собора в Киеве мы можем получить некоторые сведения о светской музыке того периода, которая была распространена при дворе киевских князей.

На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневекового фиделия (прообраза виолы). На другой фреске запечатлена целая группа музыкантов, играющих на духовных и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и играющего на нем человека.

Наверно, неспроста при царе была создана группа певцов, которые именовались «государевыми певчими дьяками». Они получали особенное жалование, зависевшее от того, насколько усердно они прославляли царя (отсюда термин – «славословие») на государевых богослужениях. В этой своеобразной «певческой академии» древнерусской музыки сохранялась преемственность распевщиков.

Существовало три типа голоса:

  • вершники,
  • путники,
  • нижники,

– демественниками назывались певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса.

После ослабления Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, перенявшее «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца и распевщика Луки. Он был создателем целой школы древнерусских исполнителей. Его учеников летопись именует «луцыной чадью».

Значение периода древнерусской музыки

Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории страны и ее культуры:

  • Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.),
  • Был расширен и обогащен византийский музыкальный канон, впитавший в себя своеобразие национального характера.
  • Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

И.Эшматова

Гусли

Сергей Плотников: «У меня есть два любимых инструмента — гусли и колесная лира. Гусли — инструмент, на котором можно играть практически все. Можно петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать. Не все современные песни подходят под гусли, но хорошо звучат песни Виктора Цоя.

Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самый древний вариант — лирообразные гусли, которые вышли из употребления в XIV веке. У них малое количество струн — 5–6 штук и не очень большой диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич — все былинные герои, по идее, должны были играть на лирообразных гуслях.

Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были очень популярны на картинах и в кино. Но они относились к народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции — крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного общества, поэтому крестьянами не использовались.

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Раньше, когда еще не умели производить проволоку, для гуслей использовались кишечные и жильные струны или струной служил скрученный конский волос. Затем струны стали металлическими, они намного громче звучат. Кстати, в Средние века во время игры на танцах громкость была одним из главных достоинств инструмента.

Колесная лира

Колесная лира — очень специфический и интересный музыкальный инструмент. Он появился, скорее всего, в Центральной Европе в X–XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Первоначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не снизу, как сейчас, а сверху— один ручку крутил, а второй исполнял музыку.

В России первые сведения о колесной лире относятся к XVII веку.

Пик популярности — XIX век. Лирники — своего рода философы, исполняли исключительно духовные стихи и евангельские истории, библейские притчи, стихи о расставании души с телом, о загробной жизни. Сохранилась запись XIX века, где у лирника спрашивают: «Песни печальные все, повеселее чего-нибудь знаешь?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что это все пустое».

Предлагаем ознакомиться  Чемерица (настойка): инструкция, отзывы. Настойка чемерицы: применение в ветеринарии

Гармонь

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

На фестивале «Живая старина» в Ростове Великом

Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине ХIХ века.

На территории России — 50 видов гармоней. Внешне все они похожи, но имеют разный строй и разное звучание. Каждая губерния пыталась придумать свой вариант гармони или переделать уже имеющийся инструмент под свою исполнительскую традицию. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Гармошка была самым дорогим инструментом.

Гудок

Гудки, а также гусли и домры церковники в письменных средневековых источниках часто называли «бесовскими сосудами». Есть упоминание немецкого путешественника Адама Олеария, который пишет, что в Москве во время правления Алексея Михайловича было собрано пять возов музыкальных инструментов, вывезено на Болотную площадь и сожжено.

В письменных источниках довольно часто встречаются гневные отзывы священнослужителей о музыкальных инструментах, которые сопровождали осуждаемые церковью действа. Главное — все инструменты сохранились до нашего времени . Интересен рассказ Якоба фон Штелина — немца который жил в Петербурге в XVIII веке.

Скоморохи, к слову, были очень предприимчивыми ребятами. Они заходили ватагами по 60–100 человек к боярину или к богатому крестьянину во двор, давали без спроса представление и просили за него денег. Заказывал ли кто-то их концерт — их не волновало, представление дано.

Домра

Все музыкальные инструменты дошли до наших дней, физически не сохранился лишь один — древнерусская домра.

Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI–XVII веках как сольный и ансамблевый («басистая» домра) инструмент, но начиная с XV века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них — 1648 года, царя Алексея Михайловича, «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), скоморошество подвергалось гонениям, а домры были уничтожены и забыты.

Сейчас домристы играют на «новодельном» инструменте.

Балалайка

После того как из употребления вышла домра, на Руси появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (андреевскую) балалайку и не можем представить, что она когда-то была совсем другой. Предок нашей балалайки вероятнее всего калмыцкая домбра, двухструнная балалайка с очень длинным грифом, где одна из струн игровая. Звучала она больше на азиатский манер.

Со временем русские гриф укоротили и добавили третью струну. Балалайка в народном варианте появилась в конце XVII века. Якоб фон Штелин пишет, что редко когда не встретишь в каком-нибудь дворе мужичка, который на этом антихудожественном музыкальном инструменте наигрывает свои вещички дворовым девкам. Инструмент был легкодоступен, его можно было купить в любой лавке или изготовить самому.

Жалейка

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

«Музей забытой музыки» на фестивале «Времена и эпохи» в 2014 году

Помните, Валентина Толкунова пела: «где-то жалейка плачет…»? А еще этот инструмент есть в мультфильме «Князь Владимир». Но в целом о жалейке слышали только те, кто занимается фольклором.

Одни говорят, что название инструменту дано потому, что он жалостливо звучит. Другие добавляют, что на кладбищах играли на жальниках, поэтому она жалейка. Жулейкой называли центральную часть инструмента, ствол с игровыми отверстиями. Названий у этого музыкального инструмента много. В Курской и Тверской области инструмент называли рожком (на конце делался рог для усиления звука), в Воронежской и Белгородской области — пищуком.

Калюка

Калюка — это травяная дудка или обертоновая флейта. Мы все в детстве свистели в такие трубочки. Калюка делается из любой пустотелой травы — дудника, кокорыша. Тонкая струя воздуха, попадая на острую кромочку, рассекается — и получается свист. Дуем слабо — звук низкий, дуем сильно — звук высокий. Снизу есть отверстия.

Такой нехитрый инструмент брали в ночное дежурство пасти коней. Под его звуки ходили на покос. До поля идти долго, и, чтобы не было скучно, трубочки нарезали: поиграли, покосили, домой вернулись — и выбросили. Сезонный инструмент. Из травы — народный вариант, а сейчас делаются пластиковые. Принцип тот же, но играть легче.

Кугиклы

«гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играют ансамблем из трех-четырех исполнительниц. При игре на кугиклах издают голосом звуки, похожие на звук трубочек. Инструмент был особенно популярен в Брянской, Курской и Калужской областях.

Варган

Из-за телевидения и кинофильмов у большинства сложился стереотип, что на варгане играют только народы Севера. А были времена, когда на Руси не было ни одного человека, который бы не «дрындел» на варгане.

Даже в боярских домах девушек обучали игре на варгане. Это наш, русский инструмент, но мы его ошибочно приписали эскимосам.

Меня часто спрашивают: «Делитесь ли вы секретами мастерства? Вдруг появится конкурент». Я говорю: чем больше конкурентов появится, тем больше будет заказов. Чем больше инструментов делается, тем больше появляется людей, которые хотят их иметь. Кафедра этномузыкологии в России есть, а кафедры народного инструментоведения пока нет. Таких энтузиастов, как я, очень мало».

За предоставленные фото и видеоматериалы благодарим «Музей забытой музыки».

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector